Выдержка из Доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве Мэру г. Москвы


Принятые Федеральные законы № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. о проведении обязательной спецоценки условий труда создают значительную дополнительную нагрузку на малый бизнес и увеличивают вероятность появления коррупционной составляющей при оценке экспертом потенциально опасных и вредных производственных факторов, в особенности, при отнесении рабочих мест к категории «безопасные» без измерения воздействия возможных вредных факторов.

В связи с введением процедуры специальной оценки условий труда результаты предыдущей аттестации рабочих мест считаются действительными до декабря 2018 года. и если рабочее место, признанное «безопасным», ранее не подлежало повторной аттестации, то по логике закона Ж426-ФЗ должно пройти повторную проверку после 01.01.2019 года, что несомненно ухудшает положение работодателя.

Субъекты малого и среднего предпринимательства считают цены на проведение спецоценки неоправданно завышенными. При этом, чётких, понятных для работодателя принципов и нормативов проведения идентификации рабочих мест в законе не предусмотрено. Эксперт оценивает рабочее место и определяет стоимость оценки «на глаз». Так, например, оценка рабочего места с безопасными условиями труда на одного сотрудника может составлять до 20000 (двадцати тысяч) рублей и выше. Данную сумму микропредприятие не может себе позволить без нанесения значительного материального ущерба предпринимательской деятельности. При этом размер штрафа за отсутствие отчета о спецоценке составляет от 60000 (Шестидесяти тысяч) до 80000 (восьмидесяти тысяч) рублей, что абсолютно несоразмерно тяжести правонарушения.

Закон предусматривает частичную компенсацию затрат на проведение специальной оценки рабочих мест из Фонда социального страхования (ФСС). Однако, на практике процедура истребования данных денег (путем уменьшения налогооблагаемой базы на сумму затрат) запутана и усложнена, поскольку необходимо своевременно заявить в ФСС о своем желании провести возврат данных средств, сделать это необходимо только в том году, в котором работодатель планирует траты.

На финансирование специальной оценки возможно затрачивать 20 % страховых взносов на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных работодателем в ФСС за прошедший год. Однако, если работодатель хочет частично компенсировать свои затраты из фонда ФСС, то он обязан уведомить ФСС о своем желании проводить специальную оценку в начале текущего года (до мая месяца) поскольку в дальнейшем заявки уже не принимаются, а проводить специальную оценку нового рабочего места необходимо в течение шести месяцев после его создания. Логично предположить, что если новое рабочее место создаётся в июне, провести его оценку необходимо в декабре, но деньги на эти цели ФСС не даст, поскольку сроки заявки уже просрочены, а в следующем году за предыдущий год выплаты ФСС к зачету не принимаются. В результате при наличии права работодатель не может им воспользоваться.

Помимо перечисленного выше, по мнению предпринимательского сообщества, следует отложить (перенести) для микро- и малых предприятий срок введения мер административной ответственности за нарушения трудового законодательства и порядка проведения специальной оценки труда. До 1 января 2015 года специальная ответственность за такие нарушения не была предусмотрена.

С 1 января 2015 года ч.ч. 3, 5 ст.5.27.1 КоАП РФ за нарушение порядка или не проведение спецоценки установлены меры административной ответственности в виде штрафа в размере от 5000 рублей до 200000 рублей, а также приостановление деятельности на срок до 90 суток или дисквалификация (при повторном нарушении) руководителя на срок от одного года до трёх лет.

Считаем, что в сложной экономической ситуации применение перечисленных выше законодательных норм приведёт к полному краху многих микро- и малых субъектов предпринимательской деятельности, и создаст благоприятные условия для коррупции.

В рамках данной инициативы специалисты АНО «ЦЭНТиСКИ «Валкон» предлагают следующие меры.

Вам также может понравиться

About the Author: Neitronik.ru