
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бутенко В.В. – Генеральный директор НИИР, д.т.н., профессор
Сподобаев Ю.М. – г.н.с. Самарский филиал НИИР, д.т.н., профессор
Тезисы доклада Экспертному совету по социальному развитию Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ.
История и причины возникновения современных проблем
Бурное развитие телекоммуникационных сетей и систем определяет необходимость пересматривать основу и принципы решения ряда сопутствующих этому процессу проблем. Одной из таких выступает электромагнитная безопасность, являющаяся частью экологических проблем современности. Основная цель электромагнитной безопасности – это защита населения РФ от техногенных электромагнитных полей и, в первую очередь, от полей, излучаемых средствами беспроводной связи.
Технологии беспроводной связи относятся к числу основных сквозных цифровых технологий, которые входят в рамки Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Проблема электромагнитной безопасности сформировалась к началу 80-х годов, когда нарастание экологической напряженности привело к осознанию опасности дальнейшего развития телекоммуникаций по принципам фронтальной экономики и необходимости учета различных экстерналий, в том числе и технологических электромагнитных полей.
В теории устойчивого развития появилась концепция охраны окружающей среды, в рамках которой применительно к электромагнитной безопасности был разработан комплекс правоустанавливающих регламентирующих документов, образовавших нормативно-методическую базу электромагнитной безопасности.
Нормативно-методическая база электромагнитной безопасности создавалась и была актуальной для технических средств радиосвязи, радиовещания и телевидения, то есть средств, работающих в диапазонах НЧ, СЧ, ВЧ, ОВЧ и УВЧ. Как правило, для удобства обеспечения организационной, энергетической и технической инфраструктуры эти технические средства объединялись в комплексы (радиоцентры) и были локализованы на выделенных, контролируемых и строго охраняемых территориях за пределами городов и тем более мегаполисов, на которые не распространялось действие санитарных правил и норм, разработанных для населения. По своему целевому назначению эти технические средства работали практически круглосуточно и на строго определенных уровнях излучаемой мощности, как правило, максимально возможных. Все эти особенности размещения и функционирования были учтены в нормативных и методических документах, определяющих как критерии оценки электромагнитной обстановки, так и методологию расчетного и инструментального контроля электромагнитной обстановки.
Принципы формирования этой базы закладывались еще в 80-90-х годах, а документация, в которой реализованы эти принципы, используется по настоящее время.
В последующие годы наблюдалось бурное изменение радиотехнологий по пути, который можно характеризовать как обычный техногенный тип развития, что, как правило, приводит к стандартным ограничениям по экономическим (или инвестиционным), социальным и экологическим признакам. При этом происходило изменение ключевых факторов, влияющих на формирование электромагнитной обстановки на селитебных территориях, а также на организацию и методологию электромагнитного мониторинга.
- Активно расширялись сети сотовой связи с повсеместным использованием микросотовых архитектурных решений. При этом внедряются новые телекоммуникационные услуги, как на основе традиционных сетей, так и на вновь осваиваемых сетях (например, сети LTE), активно продвигается перспективные стандарты связи пятого поколения (5G).
- Осваивались новые и перераспределялись ранее используемые участки радиочастотного спектра. Как правило, это сопровождается изменением спектральные характеристики излучаемых сигналов. Повсеместно на селитебных территориях появились не прописанные в методиках новые электромагнитные сигналы. Следует отметить, что частоты функционирования и спектральные характеристики сигналов перспективных сетей 5G принципиально отличаются даже от параметров, соответствующих четвертому поколению.
- Появляются принципиально новые телекоммуникационные технологии массового обслуживания населения (например, спутниковое радиовещание, когнитивное радио, совокупность технических средств, реализующих идеологию «интернет вещей»). Это происходит на фоне беспрецедентного расширения технологий беспроводного доступа на всех уровнях систем передачи данных, включая клиентские, что обуславливает немыслимую до настоящего времени близость источников излучения к человеку вплоть до непосредственных длительных тактильных контактов.
- Происходит интеграция телекоммуникационных систем и иных систем массового обслуживания. Примером могут служить услуги спутникового позиционирования и навигации, которые предоставляются с использованием функционала сотовых сетей.
Все это сопровождается организационной перестройкой телекоммуникационной инфраструктуры территорий – стремительно увеличивается количество операторов, обслуживающих одни и те же территории различными видами телекоммуникационных услуг.
Результатом эволюции технологий беспроводной связи явилось практически полное изменение пространственно-временного и частотного распределения электромагнитной обстановки как на селитебных территории, так и в личной среде обитания.
Электромагнитное загрязнение качественно отличается от других антропогенных загрязнений как вещественных, так и энергетических. Теория электромагнитных полей – это самостоятельная предметная область со сложнейшим математическим аппаратом и физическими особенностями. Она тесно связана с современным уровнем техники и технологий, с радиоэлектроникой, радиотехникой, измерительной техникой и прочее.
По ряду объективных причин ситуация с электромагнитным загрязнением стала практически неконтролируемой и неуправляемой. Все это подчеркивается повсеместной социальной напряженностью, сопровождающей размещение и эксплуатацию излучающих объектов на селитебных территориях.
Обсуждаемая экологическая (электромагнитная) угроза может быть устранена (в рамках соответствующего социально-технического компромисса) только последовательной реализацией продуманной внутренней политики государства, а так же деятельности его управляющих структур и хозяйствующих субъектов. Электромагнитная безопасность становится неотъемлемой составной частью национальной безопасности.
Современное состояние проблем
Медико-биологические аспекты. В первой половине XX века наблюдался повышенный интерес мировой науки к проблемам воздействия электромагнитных полей на человека. Возникновение санитарно-гигиенических проблем, связанных с электромагнитным излучением, можно отнести к 1968 году, когда документально были введены предельно-допустимые нормы на электромагнитные поля ВЧ диапазона. В 1978 году в России были введены первые санитарные правила и нормы (СанПиН), регламентирующие поля технических средств радиосвязи, радиовещания и телевидения. В те времена электромагнитные поля именно этих технических средств преобладали на селитебных территориях. Диапазоны их работы НЧ, СЧ, ВЧ, ОВЧ и УВЧ.
Действующий в настоящее время для населения норматив на электромагнитные поля диапазона СВЧ составляющий 10 мкВт/см2 установлен более полувека назад по результатам примитивных, по сравнению с современными возможностями, исследований функциональных нарушений в организмах при воздействии монохроматического поля одной лишь частоты 3 ГГц.
Разработка этого норматива осуществлялась в основном с ориентацией на производственный персонал, и проходила в условиях практически полного отсутствия на селитебных территориях излучающих технических средств этих диапазонов. Исключение составляли радиорелейные системы передачи прямой видимости, излучение которых концентрировалось вдоль оптической оси на соседнюю станцию.
В настоящее время селитебные территории и, особенно, территории городов являются объектами эффективного обслуживания бурно развивающимися сетями сотовой и транкинговой связи. Кроме того, начали повсеместно использоваться дециметровые каналы телевидения и осуществляется переход на цифровое телевидение. Сигналы таких систем далеко не монохроматические, а представляют собой сложные широкополосные конструкции. При этом электромагнитная обстановка, которая ранее создавалась одиночными излучающими техническими средствами, в отдельных районах стала формироваться многочисленным разнородным излучающим оборудованием, электромагнитные поля которых отличаются не только интенсивностью, но и направлением прихода, частотой, спектральным составом, поляризацией и прочее.
В таких условиях использование норматива, разработанного более полувека назад, представляется сомнительным и требует либо пересмотра, либо дополнительного обоснования.
Организационно-управленческие аспекты. До последнего времени считалось, что ситуация с электромагнитной обстановкой на селитебных территориях была контролируемой и управляемой со стороны государственных органов и учреждений. Нормативно-методическая документация, подкрепленная программными технологиями прогнозирования электромагнитных полей в окружающей среде, а также прочие средства мониторинга не только обеспечивали электромагнитную безопасность населения, но и способствовали бесконфликтному развитию отрасли телекоммуникаций в течение более 30 лет.
Ситуация резко изменилась, когда электромагнитную обстановку стали определять равномерно распределенные по селитебным территориям технические средства сотовых систем связи и телевидения, структура, сигналы и тактика работы которых не вписываются в действующие нормативно-методические документы. Неоднозначное толкование спорных ситуаций привело к возникновению различных конфликтов, в том числе конфликтов интересов и социальной напряженности.
Ярким примером глубоких количественных и качественных изменений в структуре излучающих технических средств, влияющих на электромагнитную обстановку, могут служить телецентры. Раньше общее количество антенн (передатчиков) не превышало одного десятка. Сейчас на башне обычного телецентра размещается до сотни передающих антенн различных частотных диапазонов, целевого назначения, с отличающимися спектральным составом излучаемыми сигналами. Так, например, Самара – более 70, Казань – более 100.
Ситуация с размещением базовых станций сетей сотовой связи – это одно из ярких проявлений концептуального кризиса в электромагнитной безопасности. Совсем недавно их было счетное количество, и они были объектами пристального внимания самых различных служб, организаций, гражданских институтов общества, а также средств массовой информации. Их внимание было сосредоточено на обеспечении и контроле их безопасности для населения. В настоящее время в Москве более 10 000 базовых станций и каждый год строится еще 300…500. В России чуть меньше 2 млн. базовых станций. Решать вопросы экологической направленности при размещении, эксплуатации и мониторинге этих высокотехнологичных объектов, конечно же, надо на основе современных подходов.
Нужны новые управленческие подходы и решения, в том числе и законодательные. Проектирование сетей будущего предполагает уже на этапе перспективного планирования города, района, урбанизированного участка закладывать инфраструктуру сетей телекоммуникаций и прогнозировать уровни электромагнитного загрязнения.
Социальные аспекты. Бурное развитие сетей, конкурентная борьба операторов, отсутствие стратегии развития мобильной связи города в целом приводят к практически неконтролируемому наращиванию количества базовых станций в современных мегаполисах. Часто наблюдается ситуация, при которой на одной площадке размещаются несколько базовых станций. Критическое размещение является практически повсеместной практикой.
Если десятилетие назад антенны базовых станций размещались на высоких башнях, трубах и крышах высотных зданий, то сейчас повсеместной стала практика размещения антенн на мачтах и башнях высотой до 25 метров, то есть ниже даже 9-ти этажного здания. Направления максимального излучения антенн при этом зачастую ориентированы на окна жилых помещений при сравнительно небольших расстояниях (20…50 м). Вид из окон на антенны базовых станций в сочетании с некорректной, а порой и ложной информацией в средствах массовой информации об источниках излучений, резко повысили социальную напряженность в районах размещений базовых станций, что является причиной электромагнитной фобии. Такие отношения между населением и операторами сотовой связи наблюдаются в каждом регионе России и в каждом городе. Необходимо проведение работ по организации социально-ориентированного аудита электромагнитного излучения, создаваемого сотовыми сетями в первую очередь в районах размещения образовательных и медицинских учреждений.
Предоставление каждому гражданину России доступной и достоверной информации о состоянии окружающей среды – это требование Конституции РФ (Статья 42): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Научно-обоснованный комплекс мероприятий в сочетании с грамотной информационной поддержкой обеспечит не только решение проблемы электромагнитной безопасности телекоммуникационных объектов для населения, но и существенно снизит социальную напряженность, связанную с их размещением на селитебных территориях, что обеспечивает дальнейшее бесконфликтное развитие сетей.
Методические аспекты. Вновь сложившаяся ситуация с электромагнитным загрязнением окружающей среды коренным образом отличается от существовавшей ранее. Доминирующую роль играют технические средства сотовых систем связи и средства, сконцентрированные на телевизионных башнях. Это другие условия размещения, высокая конгломерация различных излучающих технических средств, широкий спектр излучаемых сигналов, вплотную прилегающая к излучающим объектам застройка, экономичные режимы работы, необходимость учета рельефа местности, введение в электромагнитный мониторинг геоинформационных технологий и современных измерительных средств и многие другие факторы.
Санитарно-гигиеническая экспертиза современных излучающих объектов парализована по всем направлениям. Не вникая в суть нормативно-методических документов, игнорируя существование целевого назначения различных форм электромагнитного мониторинга, формально используя возможность неоднозначного толкования отдельных положений методических документов, фактически поддерживая возникновение конфликта интересов, взаимодействующие стороны спровоцировали полный хаос и неразбериху в электромагнитной экспертизе излучающих объектов.
Вот некоторые конкретные примеры абсурдных ситуаций в электромагнитном мониторинге:
- В нормах технологического проектирования и других документах отсутствуют четкие научно обоснованные регламентации и ограничения на размещение, например, базовых станций в городских и сельских условиях – высоты подвеса антенн, расстояние до жилых зданий и строений, предельные излучаемые мощности, разрывы до детских и медицинских учреждений и прочее.
- Полное отсутствие методических документов по проведению электромагнитной экспертизы технических средств цифрового телевидения. Документ разработан и согласован с заинтересованными организациями, но не проходит через структуру Роспотребнадзора уже почти год.
- Несмотря на требования методик измерения, никто и никогда не выводил базовые станции в режим максимального излучения, как этого требует методическая документация. Более того, мало кто знаком с возможностью обеспечения такого режима. А вот выключить станцию на момент проведения измерений – это случается часто. Производится «слепой» электромагнитный мониторинг базовых станций сотовой связи, при котором не осуществляется контроль излучаемой мощности и даже ее рабочего состояния.
- Производится контроль полей в закрытых помещениях, на балконах, в зонах различных металлоконструкций с последующим сравнением с результатами расчетов, которые проводятся для открытых площадок.
- Методическими документами инструментального контроля электромагнитной обстановки рекомендуются к применению только примитивные приборы, которые иногда даже сняты с производства, ни один из которых не является панорамным и не отвечает требованиям частотной селективности.
- Тысячи базовых станций в городах и сотни тысяч по России подвергаются мониторинговому обслуживанию с соответствующим документированием, хотя уже десять лет назад выявлена возможность самодиагностики сетей сотовой связи по эмиссии электромагнитных полей. Затраты на внедрение таких систем несравнимы с миллиардными затратами операторов на сомнительный мониторинг их сетей.
- На планирование и проведение инструментальных работ решающее значение играет согласование количества точек контроля, как критерия определения стоимости работ. Это тянется с давних времен, когда в каждой контрольной точке приходилось разворачивать сравнительно громоздкий измерительный комплекс и обеспечивать его электропитанием. Сейчас время измерения полей в одной точке современным переносным панорамным прибором грамотным оператором не превышает нескольких минут.
Подходы к решению проблем
Комплексность проблемы электромагнитной безопасности и широкий круг заинтересованных участников (интересы государства, экологии, отрасли, бизнеса, населения и др.) приводит к необходимости ее решения методами государственного регулирования с использованием соответствующих законодательных, концептуально-нормативных, научных, правоприменительных и других мероприятий. Это должно обеспечить выработку позиции разумного, научно-обоснованного компромисса в рамках концепции общественного согласия.
Первым практическим этапом, началом масштабных работ по наблюдению за электромагнитным фактором и его регулированием должен быть этап создания «Концепции электромагнитной безопасности населения РФ» по аналогии с «Концепцией экологической безопасности».
Актуальными следует считать и такие мероприятия как:
- Формирование комплекса инициатив по существенной переработке и корректировке действующего экологического законодательства в части наблюдения и управления электромагнитным фактором, а также Земельного кодекса в части «земель связи».
- Создание системы государственного регулирования электромагнитным загрязнением с определением ее структуры и функций, формирование центров компетенции с привлечением в первую очередь профильных специалистов. В региональных и муниципальных образованиях должны создаваться такие же структуры.
- Необходимо разработать научно-обоснованные нормы технологического проектирования и размещения базовых станций сотовой связи, содержащих соответствующие ограничения и регламентации, в том числе с учетом особенностей для мегаполисов.
- Операторов сотовой связи обязать обеспечить контролирующие и управляющие органы картой уровней электромагнитных полей на селитебных территориях в реальном времени, а при отсутствии таковой организовать и финансировать такую разработку.
- Для сдерживания нарастающей социальной напряженности и обеспечения соответствующих темпов развития радиотехнологий необходимо широко использовать понятные, доступные, наглядные информационные технологии и интернет ресурсы доведения до населения информации о юридической и технической обоснованности размещения, назначении, составе, характеристиках и зонах безопасности излучающих объектов.
- Необходимо помнить, что, кроме электромагнитного загрязнения полями радиочастотного диапазона, существует и вызывает серьезное опасение загрязнения полями промышленной частоты, которые также считаются весьма опасным фактором.
Необходимы срочные законодательные, административные, организационные, надзорные, технические мероприятия для того, чтобы разобраться в сложившейся обстановке и обеспечить население РФ безопасной электромагнитной средой.
Аналитический обзор проблем электромагнитной безопасности населения России показывает их масштабность, актуальность и особую значимость для народного хозяйства, поэтому решение этих проблем должно осуществляться в рамках государственных целевых программ.
Одним из важнейших принципов, составляющих основу концепции, должно быть требование гармоничного развития отрасли с обязательным учетом перспектив ее развития, внедрения новых технологий и комплексов технических средств. Это является проекцией принципа опережения, принятого в общей экологии, на рассматриваемую предметную область.
НИИР готов взять на себя роль основного координатора при решении проблем защиты населения от электромагнитного загрязнения полями радиочастотного диапазона. Эти функции он практически выполнял последние несколько десятилетий.
Коментарий:
Самое простое и эффективное решение вопроса – это установить на все излучатели средства защиты, как индивидуального, так и коллективного пользования.
Предупреждать пользователей о потенциальном вреде излучений.
Нейтроник одно из самых эффективных средств защиты от излучений:
— Нейтроник уменьшает напряжённость электромагнитного поля;
— Нейтроник снимает магнитную нагрузку с организма человека;
— Нейтроник до 80% снижает воздействие телефона на нервную систему;
— Нейтроник снижает воздействие излучения телефона на кроветворную систему;
— Нейтроник, позволяет сделать телефон безопасным при соблюдении времени использования;
— Нейтроник устанавливается на смартфон, планшет, роутер, микроволновую печь, экран компьютера, экран телевизора;
Нейтроник — сделает Вашу жизнь более безопасной и сохранит здоровье Вам и Вашим детям!!!
•Использовать принцип «необходимости и достаточности».
Wi-Fi убрать из помещений (в нём нет необходимости).
•Регламентировать безопасное время использования средств телекоммуникаций с защитой Нейтроник ( за 24 часа):
— до 8 лет — до 20 мин. только просмотр ТВ;
— до 12 лет — до 30 мин. ТВ; до 15 мин. ПК или до 15 мин. смартфон (одно из двух);
— до 18 лет — до 30 мин. ТВ, до 30 мин. ПК, до 15 мин смартфон;
— старше 18 лет — до 1 часа ТВ, до 1 часа ПК, до 30 мин. смартфон
( на производстве и в быту);